Оценка стоимости бизнеса (компании, предприятия, ООО и тп) - является одним из самых трудоемких процессов в оценочной деятельности. В данном случае оценщик берет в расчет как отдельные активы компании, так и их взаимодействие в контексте получаемой прибыли. От специалиста по оценке требуется комплексный подход и поэтапное, углубленное исследование предоставляемых собственником данных.
В ходе работ оценщики изучают данные отчетности, учитывают наличие лицензий, патентов и других нематериальных активов. Материальные активы компании включают в себя движимое и недвижимое имущество, единицы оборудования, торговые запасы, наличие денежных средств на расчётном счете, и т.д.
Стоимость услуг по оценке бизнеса
Вид оценки бизнеса |
Стоимость оценки |
Срок проведения оценки |
Оценка доли в уставном капитале |
от 30 000 рублей |
от 1-го рабочего дня |
Оценка бизнеса (доли в уставном капитале, пакета акций) |
от 50 000 рублей | от 3-х рабочих дней |
Оценка дебиторской задолженности организации | от 10 000 рублей |
от 1-го рабочего дня |
Цели оценки стоимости бизнеса компании
- Подготовка и реализация сделки по купле-продаже бизнеса
- Процедура реструктуризации
- Кредитование деятельности предприятия
- Заключение договора страхования
- Принятие управленческих решений
- Оптимизация налогообложения
- Вступление в право наследования
Документы для проведения оценки стоимости бизнеса
- Паспортные данные заказчика или реквизиты юридического лица
- Бухгалтерский баланс за последние 2 года деятельности
- Расшифровки баланса
- Описание деятельности компании (при наличии)
- Описание имущества на балансе и его характеристики (при наличии)
- Описание деятельности дочерних компаний (при наличии)
Проведение оценки стоимости бизнеса компании
Теория и практика оценочной деятельности располагает тремя подходами к оценке, которые также прописаны в ФСО (Федеральные стандарты оценки). Они имеют свои особенности и применимы для крупных компаний, обороты которых достигают нескольких сотен миллионов рублей в год. Если выручка оцениваемой компании не является столь масштабной, рыночная стоимость бизнеса может складываться из двух подходов.
1. Доходный подход к определению рыночной стоимости компании
Данный подход является наиболее весомым, и в его основе лежит идея о том, что любой бизнес организуется с целью получения дохода. Расчет рыночной стоимости компании в рамках доходного подхода происходит поэтапно:
- Анализируются исторические данные о компании
- Определяются прогнозные значения деятельности компании на ближайшие 3-4 года (в расчет принимается ситуация в отрасли и в стране в целом)
- Вычисляется ставка дисконтирования
- Рассчитывается стоимость компании
- Вносятся все необходимые корректировки, основанные на факторах, усиливающих или, напротив, ослабляющих позиции компании на рынке
2. Затратный подход к оценке стоимости компании
Чтобы найти рыночную стоимость в рамках данного подхода, оценщики применяют метод чистых активов. Метод основан на разнице между стоимостью активов и обязательств компании. Полученная стоимость обозначается как размер чистых активов и является результирующей в данном подходе.
Для расчетов оценщик берет за основу бухгалтерские сведения и производит рыночную переоценку всех элементов, относящихся к активам. Аналогичная процедура осуществляется в отношении обязательств компании. С этой точки зрения, расчет по методу чистых активов является достаточно сложным и сопряжен с внушительными временными затратами.
3. Сравнительный подход к оценке стоимости компании
Для того, чтобы найти рыночную стоимость компании в рамках сравнительного подхода, выбираются компании-аналоги с похожими характеристиками (географический охват, объем выпуска, обороты). Как правило, оценщик пользуется данными о компаниях, которые имеют выход на фондовый рынок. В этом случае рыночная стоимость одной акции является основной для определения стоимости всего предприятия. Если акции компании обращаются на фондовых рынках других стран, производятся соответствующие корректировки. Далее, после определения стоимости компании-аналога, оценщик использует следующие мультипликаторы:
- Стоимость/выручка компании
- Стоимость/прибыль компании
- Стоимость/величина активов, и т.д.
Если умножить данный мультипликатор на выручку, прибыль, величину активов оцениваемой компании (или другие показатели, в соответствии с выбранным мультипликатором), то полученная стоимость будет являться искомой рыночной стоимостью компании в рамках сравнительного подхода.
Заказать оценку стоимости бизнеса